Русский язык. Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц

 

Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц.

Цели:

• Помочь детям усвоить значения фразеологизмов.

• Показать   школьникам   возможность   подбора   синонимичных   и антонимичных пар фразеологизмов.

• Помочь   детям   осознать   фразеологизмы,   встречающиеся   в разговорной речи.

Упражнения.

1. «Фразеологический зверинец».

Вместо точек вставьте названия животных.

•Голоден как …                                 Изворотлив как.....

•Хитер как...                                        Колючий как.....

•Труслив как...                                    Надут как.....

•Здоров как...                                       Нем как.....

•Грязный как.. .                                     Упрям как.....

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока).

 

2. «В три колонки».

Укажите сначала фразеологизмы со значением «обманывать», затем со значением «бездельничать» и, наконец, со значением «быстро». Выпиши в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

 

 

3. «Рисунки — подсказки».

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим. Подсказкой вам будут рисунки (см. Приложение ).

• о том, кто сам не пользуется и другим не дает;

• об очень большой тесноте в помещении;

• о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном, положении.

• о полной тишине;

• о первых признаках проявления чего- нибудь хорошего, радостного;

• о   человеке,   на  которого   постоянно   сваливают   чужую   вину, ответственность за чужой проступок;

• об удачливом, счастливом человеке;

• о состоянии тоски, тревоги, беспокойства;

• о том, к чему трудно придраться;

• о забывчивости, плохой памяти;

 

(Ответы: яблоку негде упасть; слышно , как муха пролетит; первая ласточка, козел отпущения; в рубашке родился ; на душе кошки скребут; комар носа не подточит, голова как решето, собака на сене, сел в галошу).

 

4. «10 фразеологизмов».

Найди в тексте 10 фразеологизмов и объясни их.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.

А Саша стучит.

-Прекрати стук!- сказал папа.

А Саша стучит.....

-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все свое.. .Отберу молоток!..

Стучит...

-Сказано - сделано!- Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

-Отдай!

-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

-Я машину чиню...

А бабушка:

-Всему свое время.

-Зачем молоток унесла?

-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

-Не все: мы не спим.

-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

-Какая живая у нашей бабушки речь- вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

-Кашу маслом не испортишь.

 

 5. «Узнай по рисунку».

-Прочитайте выражения и рассмотрите рисунки. В каких случаях рисунок соответствует выражению?

• Мальчик у доски, он хватается за соломинку.    - Хватается за соломинку.

• Два сапога рядом.                                                   - Два сапога- пара.

• Падает снег на головы детей.                                 - Как снег на голову.

• Взрослые и дети сажают деревья.                          - Рука об руку.

• С гуся стекает вода.                                                  - Как с гуся вода.

• Пес острит уши.                                                        - Навострить уши.

• Мальчик ломает дрова.                                             - Наломать дров.

• Мальчик с пустыми длинными рукавами.              - Спустя рукава.

• Девочка в море по колено.                                         - Море по колено.

 

6.«Фразеологизмы — синонимы».

К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа.

Золотые руки

С глазу на глаз

Закрывать глаза

Смотреть сквозь пальцы

Плечом к плечу

Мастер на все руки

Одним словом

Лодыря гонять

Бить баклуши

Кот наплакал

Один на один

Бок о бок

Капля в море

Короче говоря

 

7.«Фразеологизмы — антонимы».

К данным выражениям подберите антонимы из колонки справа.

 

Брать себя в руки

Спустя рукава

Заварить кашу

Выходить из себя

Засучив рукава

Расхлебывать кашу

Первым делом

На худой конец

В лучшем случае

В последнюю очередь

8. «Вместо фразеологизмов - синонимы».

Замените фразеологические обороты словами - синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно, близко, грустить, мало, много, худой).

 

Подбор таких упражнений позволяет учителю провести не только анализ лексического значения фразеологизмов, но и оказывает определённое воздействие на ученика, даёт представление о предмете окружающей жизни через устойчивые выражения языка, способствует воссоздающему и творческому воображению школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОБАКА НА СЕНЕ                                                                                           СЕЛ В КАЛОШУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОДИЛСЯ В РУБАШКЕ                                                                              ГОРОШИНЕ НЕГДЕ УПАСТЬ

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Літаратурнае чытанне (3 клас). Беларуская народная казка “Лёгкі хлеб”

Беларуская мова (4клас). Антонімы

Русский язык. Дидактический материал по подготовке учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку