Русский язык. Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц
Система упражнений по
работе над усвоением фразеологических единиц.
Цели:
•
Помочь детям усвоить значения фразеологизмов.
•
Показать школьникам возможность
подбора синонимичных и антонимичных пар фразеологизмов.
•
Помочь детям осознать
фразеологизмы,
встречающиеся в разговорной
речи.
Упражнения.
1.
«Фразеологический зверинец».
Вместо
точек вставьте названия животных.
•Голоден
как …
Изворотлив как.....
•Хитер
как...
Колючий как.....
•Труслив
как...
Надут как.....
•Здоров
как... Нем как.....
•Грязный
как.. .
Упрям как.....
(Ответ:
волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока).
2.
«В три колонки».
Укажите
сначала фразеологизмы со значением «обманывать», затем со значением
«бездельничать» и, наконец, со значением «быстро». Выпиши в три колонки.
Сломя
голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить
баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение,
высунув язык, со всех ног.
3.
«Рисунки — подсказки».
Вспомните,
какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим. Подсказкой вам будут рисунки
(см. Приложение ).
•
о том, кто сам не пользуется и другим не дает;
•
об очень большой тесноте в помещении;
•
о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном, положении.
•
о полной тишине;
•
о первых признаках проявления чего- нибудь хорошего, радостного;
•
о человеке, на
которого постоянно сваливают
чужую вину, ответственность за
чужой проступок;
•
об удачливом, счастливом человеке;
•
о состоянии тоски, тревоги, беспокойства;
•
о том, к чему трудно придраться;
•
о забывчивости, плохой памяти;
(Ответы:
яблоку негде упасть; слышно , как муха пролетит; первая ласточка, козел
отпущения; в рубашке родился ; на душе кошки скребут; комар носа не подточит,
голова как решето, собака на сене, сел в галошу).
4.
«10 фразеологизмов».
Найди
в тексте 10 фразеологизмов и объясни их.
-
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама.
А
Саша стучит.
-Прекрати
стук!- сказал папа.
А
Саша стучит.....
-Как
об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все
свое.. .Отберу молоток!..
Стучит...
-Сказано
- сделано!- Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
-Отдай!
-Завтра.
А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша
заплакал.
-Я
машину чиню...
А
бабушка:
-Всему
свое время.
-Зачем
молоток унесла?
-Ему
про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано,
поздно уже, все спят.
-Не
все: мы не спим.
-Ну,
хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа
сказал:
-Какая
живая у нашей бабушки речь- вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то
пословица или поговорка.
А
бабушка говорит:
-Кашу
маслом не испортишь.
5. «Узнай по рисунку».
-Прочитайте
выражения и рассмотрите рисунки. В каких случаях рисунок соответствует
выражению?
•
Мальчик у доски, он хватается за соломинку.
- Хватается за соломинку.
•
Два сапога рядом.
- Два сапога- пара.
•
Падает снег на головы детей. - Как снег на
голову.
•
Взрослые и дети сажают деревья. - Рука об руку.
•
С гуся стекает вода.
- Как с гуся вода.
•
Пес острит уши.
- Навострить уши.
•
Мальчик ломает дрова. -
Наломать дров.
•
Мальчик с пустыми длинными рукавами. - Спустя рукава.
•
Девочка в море по колено. - Море
по колено.
6.«Фразеологизмы
— синонимы».
К
данным выражениям подберите синонимы из колонки справа.
Золотые
руки |
С
глазу на глаз |
Закрывать
глаза |
Смотреть
сквозь пальцы |
Плечом
к плечу |
Мастер
на все руки |
Одним
словом |
Лодыря
гонять |
Бить
баклуши |
Кот
наплакал |
Один
на один |
Бок
о бок |
Капля
в море |
Короче
говоря |
7.«Фразеологизмы
— антонимы».
К
данным выражениям подберите антонимы из колонки справа.
Брать
себя в руки |
Спустя
рукава |
Заварить
кашу |
Выходить
из себя |
Засучив
рукава |
Расхлебывать
кашу |
Первым
делом |
На
худой конец |
В
лучшем случае |
В
последнюю очередь |
8.
«Вместо фразеологизмов - синонимы».
Замените
фразеологические обороты словами - синонимами.
В
час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не
клюют; кожа да кости.
(Ответы:
медленно, близко, грустить, мало, много, худой).
Подбор
таких упражнений позволяет учителю провести не только анализ лексического
значения фразеологизмов, но и оказывает определённое воздействие на ученика,
даёт представление о предмете окружающей жизни через устойчивые выражения
языка, способствует воссоздающему и творческому воображению школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОБАКА НА СЕНЕ СЕЛ
В КАЛОШУ
РОДИЛСЯ В РУБАШКЕ
ГОРОШИНЕ НЕГДЕ УПАСТЬ
Комментарии
Отправить комментарий