В помощь учителю "Что такое маршрутный лист"

 В помощь учителю

Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

 «Дистанционный урок- это не тот же школьный урок в сорок минут. Здесь другие подходы, другие принципы. В столь непростое время не должно быть кривотолков и относительно того, что кто-то заставляет педагогов записывать онлайн уроки и другое. В создавшихся условиях это нужно и необходимо самому учителю, это новые условия его работы. Самое главное, ждут от него интересных уроков ученики» (Вице-министр образования РК Ш. Каринова)

Сейчас наступило время, когда учителям необходимо изменить подготовку к урокам, развить у себя новые компетенции. Да, это непросто, нелегко. Тем более у учителей школ недостаточно развиты цифровые компетенции, нет системного опыта работы в дистанционном режиме.

Дистанционное обучение — это прежде всего самостоятельная форма обучения. Как учителю организовать обучение, чтобы учащиеся начальной школы были готовы самостоятельно овладевать знаниями и несли ответственность за свои действия?

Одним из инструментов выстраивания образовательной траектории самостоятельного обучения учащихся могут быть маршрутные листы.

Что такое “Маршрутный лист”? Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока. В маршрутный лист включается алгоритмизированная система заданий – действий, направленных на усвоение учебной темы от репродукции к творческим действиям.

Создание индивидуальных общеобразовательных маршрутов стоит больших затрат времени и усилий, но по ним очень удобно и четко прослеживать динамику успехов и неудач учащегося в условиях дистанционного обучения.Маршрутные листы предполагают продвижение учащихся к единой цели индивидуальными путями – маршрутами различной степени сложности.

Маршрутный лист – это как договор, контракт на работу между учителем и учеником.

При применении маршрутных листов учителю отводится не назидающая и контролирующая роль, а роль проводника.

Маршрутные листы позволяют:

·        эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

·        решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль.

·        позволяет активизировать учебный процесс в условиях дистанционного обучения

·        качественнее организовывать самостоятельную работу учащихся.

«Маршрутный лист» - ценный и интересный ресурс, который, на наш взгляд, должен соответствовать следующим параметрам:

1.    Объем и задания“маршрутного листа” и их количество определяется:

 - степенью сложности материала, темы;

 - особенностями и потребностями класса;

 - общим состоянием уровня обученности;

 - степенью сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности.

2.    Целеполагание. В начале каждого «маршрутного листа» перед учащимся необходимо ставить цель на урок, или предложить ему самому определить цель с учетом возрастных особенностей детей.

3.    Дифференцированный подход. Дети все разные по уровню успеваемости, поэтому желательно в «маршрутном листе» прописывать дополнительные задания для тех, кто желает познать больше.

4.    Оценивание. При дистанционном обучении учитель не имеет возможности постоянно оценивать действия ребенка, поэтому в «маршрутном листе» после каждого задания необходимо продумывать приемы самооценивания выполненных заданий учащимся, а также включать в оценивание и родителей.

5.    Рефлексия. Необходимо, чтобы в «маршрутном листе» были прописаны приемы рефлексии, которые помогут ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. 

 

Каждый учитель имеет свое видение на разработку «маршрутного листа» с учетом особенностей и потребностей класса. Выберите один из предлагаемых вариантов   и разработайте свой  “маршрутный лист” с учетом особенностей и потребностей учащихся вашего класса.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Літаратурнае чытанне (3 клас). Беларуская народная казка “Лёгкі хлеб”

Беларуская мова (4клас). Антонімы

Русский язык. Дидактический материал по подготовке учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку