Русский язык (3 класс). Синонимы

 

Маршрутный лист

Предмет  русский язык 3 класс

Тема занятия

Синонимы

К концу занятия ты будешь:

Знать что такое синонимы, понимать их роль в речи.

Уметь подбирать синонимы к данному слову; различать синонимы с разными оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; работать со словарём синонимов; выполнять упражнения с синонимами.

Ты достигнешь цели на занятии, если в конце занятия сможешь выполнить все упражнения.

 

Шаг

Инструкция для учащихся

1

 

Прочитай текст:

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдёте старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

Обрати внимание на выделенные слова. В тексте повторяется слово СТАРЫЙ. Тебе знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А ты в своей речи часто употребляешь одно и то же слово? Подумай, что надо предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов?

2

Отгадай загадку:

Слова означают одно и то же,

Но между собой они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся.

Как называются? Ты догадался?

Правильный ответ: синонимы.

Чтобы избежать в речи повторения одних и тех же слов, нужно использовать СИНОНИМЫ. Поэтому предлагаю познакомиться с ними поближе: https://www.youtube.com/watch?v=6zu7nnhrPPY

Попробуй подобрать синонимы к слову СТАРЫЙ:

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдёте старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка: https://synonymonline.ru/

Проверь себя:

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдёте ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

3

Думаю, ты убедился в необходимости использования в речи слов-синонимов. Тогда предлагаю выполнить упражнения:

1.    Прочитай. Найди в стихотворении синонимы. Подбери к ним ещё одно слово-синоним.

Мороз

- Бураны, вьюги и метели…   Так проворчал мороз угрюмый

Как много с ними канители,    И речку лёд сковал без шума.

Как много шума, толкотни,      Деревья скрыла седина,

Как надоели мне они!-              И наступила тишина.

 

2.    Какие пары слов не являются синонимами?

Погасить – потушить.

Бесхитростный – незатейливый.

Горе – случай.

Лелеять- нежить.

Солидный – видный.

 

3.    Прочитай слова-синонимы. Найди и исправь ошибку. Составь с одним из слов предложение.

Загрустить, затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

 

4.    Прочитай слова. Найди в каждом ряду лишнее слово. Объясни свой выбор.

·      Большой, крупный, огромный, смелый, гигантский.

·      Друг, одноклассник, товарищ, приятель.

·      Бросать, кидать, швырять, ловить.

 

5.    Подбери синонимы.

Боец - ___________        Буря - ________________

Водитель - ________       Родина - ______________

Дорога - __________

 

6.    Запиши синоним, состоящий из такого же количества букв, что и данные слова.

Лес. - ___________          Горе - _____________

Мороз - __________         Сообщение - _________________

Невиданный - _________________

 

7.    Надпись: По горизонтали:
1.	Жаркий.
2.	Говорила.
3.	Разведчик.
  По вертикали:
4.	Трусливый
Замени слова синонимами. Заполни кроссворд.

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.    Соедини пары, близкие по значению.

Как в воду канул.                        Валять дурака.

Ветер свистит в карманах.         Мороз по коже идёт.

Душа уходи в пятки.                     Как сквозь землю провалился.

Бить баклуши.                             За душой ни гроша.

 

9.    Прочитай. Объясни значение слова свежий в словосочетаниях. Подбери к нему синонимы в каждом сочетании слов. Запиши их.

Свежий ветер, свежая рыба, свежая булка, свежая рубашка, свежая газета.

 

10.        Найди синонимичные прилагательные. Запиши их по группам.

Жёлтый, коричневый, синий, алый, изумрудный, фиолетовый, васильковый, золотистый, шоколадный, багровый, салатный, сиреневый, голубой, золотой, кофейный, пунцовый, малахитовый, бирюзовый, янтарный, карий, пурпурный, лиловый, лазурный, лимонный, каштановый, рубиновый.

 

11.        Замени выделенные слова синонимами. Запиши словосочетания с этими словами.

Седые горы - _________________________ горы.

Бархатный голос - ____________________ голос.

Железные мышцы - ___________________ мышцы.

Тяжёлый взгляд - ______________________ взгляд.

Мягкий характер - ______________________ характер.

 

12.        Какие существительные, данные в скобках, могут сочетаться с прилагательными-синонимами, записанными рядом?

Мирный, тихий, спокойный (труд, море, характер).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный ( лето, вода, привет).

Смуглый, тёмный  (волосы, лицо, небо).

 

13.        К словам левого столбца подбери и запиши определение из правого.

Вежливый, учтивый    не только вежливый, но и приветливый.

Любезный                    соблюдающий правила приличия.

Деликатный      не только вежливый, но и мягкий в обращении.

Обходительный     очень вежливый, предупредительный.

 

14.        Запиши синонимичный ряд в порядке возрастания признака.

Огромный, большой, значительный, колоссальный.

Маленький, крошечный, крохотный, микроскопический, миниатюрный, карликовый, небольшой, мелкий.

Понятливый, сметливый, смышлёный, смекалистый.

Удивительный, изумительный, несказанный, невиданный, неслыханный, поразительный, феноменальный.

Толстый, дородный, жирный, полный, тучный, пухлый.

Пасмурный, хмурый, серый, непогожий, облачный.

Красивый, прекрасный, прелестный, пригожий.

Пролететь, пробежать, промчаться, пронестись, промелькнуть.

 

15.        Замени данные словосочетания словом-синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - _______________

Изображение человека на картине или фотографии - _______

Обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте - ________________

Тот, кто работает в шахте, - ___________________

Перечень букв, расположенных в определённом порядке - __

Предмет, при помощи которого измеряют температуру - ____

Человек на лошади - _________________

 

16.        Прочитай пословицы. Найди в них синонимы, подчеркни их.

Переливать из пустого в порожнее.

Спеши не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга нет.

 

17.        Спиши предложения, заменяя все слова (кроме предлогов и союзов) синонимами.

Шофёр вновь стал всматриваться в мрак.

Разъярённая вьюга замела тропинки.

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Доктор прописал пациенту инъекции.

 

Правильные ответы к упражнениям ты можешь найти в книге М.Г.Ляликова «Планирование и работа с одарённым детьми по русскому языку. 2-4 классы» на с. 142,152-153, 166-167.

4

Выполненные упражнения отправь на проверку (адрес  электронной почты, вайбер, ВК,  номер телефона и т.д.)

5

Задай вопрос учителю, если не смог выполнить упражнение (адрес электронной почты, вайбер, ВК, номер телефона и т.д.)

6

Ты можешь расширить свои знания, если просмотришь дополнительный материал:

https://www.youtube.com/watch?v=zPTWV9yd13U

https://multiurok.ru/files/sistiema-uprazhnienii-po-tiemie-sinonimy.html;

https://learningapps.org/view3929645

https://learningapps.org/view2961477

https://learningapps.org/view1595148

7

Допиши фразу:

Было трудно….

Оказалось…

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Літаратурнае чытанне (3 клас). Беларуская народная казка “Лёгкі хлеб”

Беларуская мова (4клас). Антонімы

Русский язык. Дидактический материал по подготовке учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку